…Секта! Как говорят лингвисты, данная лексическая единица, то бишь слово, обладает ярко выраженной негативной коннотацией, то бишь значением. Ну, оно и понятно. Многие представители религиозных сообществ в настырности превосходят даже печально известных консультантов Орифлейм. И всё-таки хождение по молитвенным домам представляется мне делом чрезвычайно увлекательным. И я решила его продолжить.
Евангелисты
Вспомнила, что на улице Фрунзе есть один из таких домов, где ещё одни «общинники» справляют свои ритуальные потребности. Компанию мне в походе составил Кирилл, коллега-журналист, музыкантище и просто славный парень J Вот мы прибыли к началу богослужения, осмотрелись. С католиками данную паству роднит наличие лавок-рядов для сидения, с православными – наличие платочков на головах у женщин (у меня его, кстати, с собой не оказалось, что заставило меня смущённо потупить взор), со студентами – наличие кафедры, за которой, по идее, должен располагаться лектор. Последний вскоре появился. После короткого приветствия несколько женщин затянули духовный гимн. Зал подхватил. Затем лектор неторопливо завёл проповедь о том, что за всё, что имеем в жизни: и за радости, и за горести нужно благодарить Бога. С этим, конечно, трудно не согласиться.
Ну а дальше началась молитва. Прихожане опустились на колени и, во главе с лектором, заголосили. «Аллилуйя!! Аллилуйя!!!» – неслось из-под лавок. Кто-то шептал скороговоркой, кто-то (как и лектор) ажиотированно раскачивался, восклицая: «хвала тебе, Господь!!!». Одна прихожанка с пулемётной скоростью выдавала странный речитатив, что-то вроде «млэ-млэ-млэ-млэ-млэ-млэ-млэ-млэ…», то затихая, то вновь прибавляя звук. Получалось эдакое забавное крещендо. Всё это продолжалось около трёх минут и, наконец, завершилось чтением молитвы «Отче наш».
Лекцию продолжил уже другой пастор – представительного вида мужчина. А затем одна из женщин прочла немного нескладную, но довольно трогательную поэму-притчу. И снова помолились J Всё то же «млэ-млэ-млэ» теперь «разбавлял» второй лектор – на совсем уж незнакомом языке.
Лектор этот, кстати, как мы узнали уже после окончания богослужения, оказался знакомым Кирилла. По профессии – педагог и, между прочим, директор районной школы (я не буду здесь указывать, какой именно, дабы случайно не скомпрометировать человека). Кирилл ещё тогда деликатно поинтересовался у него, на каком языке он читал молитвы. Уж не на арамейском ли? Директор отвечал туманно, ссылался на Дух Святой и добавил, что у них иногда некоторые прихожане на немецком молятся, совершенно при этом не зная немецкого. Тут я вставлю маленькую ремарку от себя: я читала когда-то, что такое явление – не редкость среди евангелистов различного толку. По научному это называется «глоссолалия». Прихожане впадают в своеобразный транс и их, попросту говоря, несёт J Смысл всего сказанного, как правило, при этом понятен только самим говорящим.
Ну а в целом поход оказался очень интересным. Пожалуй, одним из самых интересных наших «сектантских» походов.
Кришнаиты
Оооооо, это особая тема. Десертная, можно сказать. Хоть и не христиане, но всё же. С кришнаитами мы давно дружим и очень их любим. Ну а за что их не любить?! Кто ж ещё накормит нас восхитительной вегетарианской вкуснятиной? Да-да, именно вегетарианской и именно вкуснятиной! (все кришнаиты – лакто-вегетарианцы, то есть из пищи животного происхождения уважают только молоко и его производные) С кем же ещё мы так душевно попоём «Харе Кришна»? Кто ж, наконец, так же оригинально восполнит наши пробелы в школьных и университетских знаниях по индийской культуре? Я, почему-то, уверена, что многие за годы учёбы слышали о священной книге индусов Бхагавад-Гите, но разве что какие-нибудь студенты-религиоведы и другие оригинальные личности за те же годы учёбы просто так вдруг взяли да и прочитали её J
Но, впрочем, обо всём по порядку. Если вы где-нибудь в районе рынка или просто на улицах города увидите странного вида компанию – мужчин, завёрнутых в оранжево-розовые и белые ткани, а также женщин в симпатичных индийских сари, весёлых, улыбающихся, бьющих в барабаны, наяривающих на фисгармонии – не спешите крутить пальцем у виска: это кришнаиты совершают харинаму (шествие). Если интересно, подойдите к ним, тогда они вас обязательно угостят чем-нибудь вкусным и обязательно предложат присоединиться к пению Маха-мантры «Харе Кришна». А что?! Присоединяйтесь! Говорят, это очень благоприятно.
А вообще, кришнаиты (или как они иначе себя называют, вайшнавы) – люди весьма и весьма аскетичные. Они не едят мясо, рыбу, яйца, лук, чеснок, категорически против любого допинга – наркотиков, алкоголя, табака, и даже чая с кофе (чай и кофе – тоже допинг). Под запретом у них внебрачный интим, и вообще, интим предназначен только для продолжения рода, а злоупотребление плотскими страстями ни к чему хорошему не ведёт. Верят в карму (закон причин и следствий, смысл которого – «за всё воздастся», и с этим, по-моему, не поспоришь), реинкарнацию, соблюдают принцип ахимсы (ненасилия).
Быть истинным преданным-кришнаитом, как мне кажется, не всем под силу, многим этого попросту не хочется – количество ограничений зачастую быстро надоедает даже тем, кто уже встал на этот путь. Но, впрочем, деятельность кришнаитов, особенно благотворительная (например, пиршества для малоимущих), несомненно, заслуживает уважения.
(А на уроках обществоведения нам рассказывали о том, какая это страшная секта и что все кришнаиты – убийцы и насильники. Вот и верьте после такого в систему образования. – Птичка)
Ну, и в конце мне хотелось бы отметить, что всё сказанное ни в коем случае не является рекламой деятельности религиозных общин. Все мы вольны выбирать сами, какой веры придерживаться. Единственное, что хочется пожелать: какой бы вы веры не придерживались – не забывайте верить в добро, сохраняйте позитивный настрой и, надеясь на Бога, сами не плошайте.
Конец!
Лена Белочкина